Сегодняшнюю статью я хотел бы посветить поведенческим факторам. Еще с 2010 года поисковые системы начали использовать поведенческие факторы в алгоритме ранжирования сайтов в поисковой выдаче, однако на практике оптимизаторы это заметили 01.06.2011, когда массово сайты начали попадать в ТОП из-за накрученных поведенческих факторов. Реакции Яндекса не пришлось долго ждать, и 15.07.2011 вышел фильтр, который удалил из выдачи, по большинству запросов сайты, которые были замечены в накрутке поведенческих факторов. В этой статье я объясню, что такое поведенческие факторы, как их улучшить, не попадая под фильтр.
Поведенческие факторы ранжирования (пользовательские факторы) – это совокупность поведенческих характеристик пользователей на сайте, принимающих участие в оценке сайта при его ранжировании поисковыми системами. Таким образом, поисковые системы определяют по ключевым факторам привлекательность сайта для посетителя, а не для поисковой машины.
Какие существуют поведенческие факторы?
1. Удовлетворённость пользователя, после посещения определённого сайта, можно измерить по следующим метрикам:
— показатель отказов;
— количество просмотренных страниц сайта;
— время, которое пользователь проводит на странице и на сайте, в общем;
— популярные страницы выхода с сайта;
— количество возвратов посетителей на сайт за определённое время.
2. Поведение пользователя в результатах поиска — на какие сайты из поисковой выдачи наиболее часто переходят пользователи, сколько страниц просматривают, для нахождения нужного сайта по своему запросу. К этим факторам можно отнести:
— кликабельность сниппета (ctr). Следовательно, если по сниппету не кликают пользователи длительное время, то скорей всего он является непривлекательным для них, и поисковая система исключит его из топа выдачи, для улучшения качества результатов поиска по конкретному запросу.
— количество просмотренных страниц поисковой выдачи, этот фактор в свою очередь повлияет на кликабельность (ctr) сайтов в топе.
3. Посещаемость сайта (объем трафика) — эту количественную характеристику, тоже можно отнести к поведенческим факторам. Однако ее влияние будет незначительным, так как она легче поддается манипуляции с целью накрутки поведенческих факторов, к тому же не все посетители заходят на сайт из поиска.
4. Социальные сети тоже являются источником оценки удовлетворённости пользователя, и поисковые системы уделяют этому все больше внимания. Такие сети как Вконтакте, Facebook, Google+ позволяют делиться контентом и ставить «плюсы», «лайки», «нравится» и т.п. И пользователи, видя интересный материал, и переходя по ссылке на сайт, который может их заинтересовать и ответить на их вопросы, поднимают посещаемость сайта. А с точки зрения поисковой системы, сайт, который пользуется популярностью пользователей, и на него переходит большое количество посетителей не с поисковой выдачи и к тому же ставят «плюсы», «лайки» или «нравится», - достаточно популярен и является сигналом, чтобы его поднять поближе к топу в поисковой выдаче.
Как получить информацию для анализа поведенческих факторов на вашем сайте?
Поисковые системы собирают основную информацию о поведении посетителя непосредственно из поисковой выдачи. Дополнительную информацию которую из выдачи получить невозможно Яндекс собирает с помощью Яндекс.Метрики и Яндекс.Бара, а Google для этого использует Google Analytics, а также не исключено, что и браузер Chrome.
Вебмастер может узнать и провести анализ поведенческих факторов с помощью систем аналитики, которые устанавливаются на сайт. Яндекс.Метрика и Google Analytics являются самыми популярными из них.
Как их улучшить поведенческие факторы, не попадая под фильтр?
Для улучшения показателей поведенческих факторов нужно развивать свой сайт, добавляя на него уникальную и полезную информацию, повышая уровень юзабилити и создавая дополнительный функционал, то есть пользоваться только естественными методами. Это в свою очередь увеличит посещаемость и все остальные поведенческие факторы естественным путем.
Искусственная накрутка поведенческих факторов крайне опасна и прибегать к таким методам не стоит. Самый большой риск представляют роботы-накрутчики и биржи кликов, имитирующие действия посетителей. Манипулирования поведенческими метриками, может привести к накладыванию санкций (фильтра) со стороны поисковой системы на сайт, которые выражаются в виде резкого падения позиций.
Возобновление прежних позиций сайта может занимать около года. Поэтому нужно тщательно анализировать статистические показатели не только для оптимизации своего, но и для контроля поведения SEO-конкурентов. При обнаружении искусственной накрутки посещений вашего ресурса, напишите жалобу в службу поддержки поисковой системы.
Искусственно накручивать поведенческие факторы категорически нельзя, иначе можно попасть под Бан. Я сейчас занялась пересмотром сниппета, нужно некоторые переделать, чтобы статьи ранжировались выше.
Я слышал что Яша иногда игнорирует description, и формирует сниппет из текста самой страницы.
Так и есть, он формирует сниппет на свое усмотрение, обычно это участок на котором есть самая большая плотность ключевых слов.
Татьяна,
Если соблюсти правильный баланс при улучшении поведенческих факторов искуственным методом, то вероятность попасть под бан стремится к нулю. За время работы нашего сервиса не было ни одного случая, связанного с пессимизацией сайтов по поведенческим факторам
Обмануть можно любой алгоритм, увеличивая поведенческие факторы псевдо естественным путем, однако этот баланс иногда проконтролировать и соблюсти достаточно сложно, а гарантий по возврату сайта из бана у таких сервисов нет. Ну а пользоваться ими или нет — дело выбора каждого.
Поисковые машины видят взлеты и падения посещаемости на сайте при искусственном накручивании и за это могут отправить в бан. Стоит ли рисковать ради сиюминутной посещаемости?